Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для его родителей. В МБДОУ № 120 дети проходят адаптационный период в ясельной группе (от 2 до 3 лет). Вновь прибывшим детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым они привыкли в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям, и возникает необходимость преодоления этих преград. Все это часто вызывает у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Для того, чтобы прогнозировать течение адаптации и найти надлежащий индивидуальный подход к малышу, как в детском саду, так и в семье, нами были проанализированы следующие аспекты, данные которых заносились в адаптационные карты:
1. Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей;
2. Уровень нервно - психического развития;
3. Некоторые черты личности .
Данные о ребенке фиксировались каждый день в первую неделю, затем в 16, 32, 64 и 128 дни. За время нашей работы было установлено, что в первые дни большинство детей имеют отрицательные эмоции, плохое настроение, плохой аппетит, отказываются от сна. Однако, дети с удовольствием идут на контакт с взрослыми, легко увлекаются игрой. Дети, которые имели опыт общения со сверстниками, намного успешнее преодолевали адаптационный период. В первые дни они посещали детский сад с хорошим настроением, но на третий-четвертый день у них преобладали отрицательные эмоции, вследствие потери интереса к новым условиям. Ясельные вновь прибывшие дети, после первой недели часто заболевали ОРЗ (из-за отрицательных эмоций снижался иммунитет). Однако уже на третьей недели адаптации, картина совершенно меняется: ребята приходят в сад с хорошим настроением, но в первые минуты отрицательные эмоции еще часто носят ярко выраженный характер; аппетит, сон нормализуется. Анализ показал, что в раннем возрасте наибольшую роль в период адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.
Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Процесс адаптации нельзя пускать на самотек. Его необходимо правильно организовать. В первые 2-3 дня, независимо от эмоционального состояния, ребенка оставляют в группе не более чем на два часа. К концу недели время увеличивается до 4-5 часов. Для того, чтобы иметь возможность уделить как можно больше индивидуального времени новому ребенку, в группу принимается в течение недели не более одного новичка.
Вместе с родителями мы прогнозировали проблемы, которые могут возникнуть с их детьми в период адаптации ребенка в детском саду. Вместе с воспитателями мы подготовили "Советы для родителей детей, поступающих в детский сад", где особое внимание просили уделить развитию положительной мотивационной сфере: в детском саду ты найдешь много друзей, научишься рисовать, танцевать и т.д.
Новичок в течение всего адаптационного периода находится под наблюдением воспитателей, психолога, врача. Только благодаря такой совместной работе всего коллектива возможно успешное преодоление адаптационного периода.
Ваш малыш подрос, ему исполнилось 2 года. И встал вопрос – отдавать или нет ребенка в детский сад. Предлагаем некоторые рекомендации для родителей по подготовке ребенка к посещению детского сада:
· Прежде всего, родители должны быть полностью уверены в том, что детский сад необходим ребенку и именно сейчас. Эта уверенность поможет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.
· В своих рассказах о детском садике родители должны придерживаться только положительных, эмоциональных отзывов. Например: детский сад - это красивый домик, куда родители приводят своих детишек. Дети здесь растут здоровыми и веселыми. Здесь с ними проводят интересные занятия, веселые праздники, досуги. В детском саду много игрушек, у тебя появится много новых друзей. Многие папы и мамы хотели бы отправить своего ребенка в детский сад, но не у всех есть такая возможность. А тебе повезло - скоро ты будешь ходить в этот красивый детский сад.
· В своих разговорах с близкими и знакомыми не забывайте повторять: как вы гордитесь, что ваш ребенок скоро будет посещать детский сад. (В присутствии ребенка).
· Расскажите ребенку о режиме дня детского сада. Чем подробнее и чаще вы будете это делать, тем увереннее и спокойнее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад.
· Заранее приобретите несколько интересных книг и недорогих игрушек, которые ваш ребенок возьмет с собой в детский сад для других детей. Так ему будет легче заинтересовать детей и приобрести новых друзей. Настройте ребенка, что эти вещи останутся в детском саду, и будут ждать его каждый день.
· Заранее научите своего ребенка знакомиться с другими детьми на площадке, в парке и т.п. Очень хорошо, если он умеет просить игрушку, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью к другим людям в вашем присутствии.
· Вашему ребенку будет намного проще привыкнуть к детскому саду, если он будет видеть, что у вас хорошие отношения с воспитателями и родителями других воспитанников.
· Каждый день интересуйтесь у воспитателей ДОУ о поведении вашего ребенка. Если что-то вас тревожит - не стесняйтесь прояснить ситуацию. Делайте это в мягкой форме и никогда в присутствии ребенка.
· Не экономьте похвальные слова в адрес своего ребенка: Ты молодец, ты храбрый, я горжусь тобой. У тебя все получится. Чаще обнимайте ребенка.
· Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу. Хорошей профилактикой детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без лишней суеты, оптимизм и чувство юмора.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
Дома:
Подъем, утренний туалет |
5.30-6.00
|
В дошкольном учреждении:
Прием, игры, самостоятельная деятельность |
6.00-7.40 |
Утренняя гимнастика |
7.40-7.50 |
Подготовка к завтраку. Завтрак |
7.50-8.20 |
Игры, самостоятельная деятельность |
8.20-8.40 |
Организованная образовательная деятельность |
8.40-9.30 |
II завтрак |
9.30-9.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры, труд),
возвращение с прогулки |
9.40-11.40 |
Подготовка к обеду. Обед |
11.40-12.10 |
Подготовка к дневному сну. Сон |
12.10-15.00 |
Подъём. Воздушные, водные процедуры |
15.00-15.10 |
Подготовка к полднику. Полдник |
15.10-15.25 |
Игры, самостоятельная деятельность
Кружковая работа |
15.25-16.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой |
16.00-18.00 |
Дома:
Прогулка |
18.00-19.00 |
Спокойные игры. Ужин. Гигиенические процедуры |
19.00-20.40 |
Укладывание, ночной сон |
20.40-5.30 |
|
|
Требования к внешнему виду и одежде детей
Что свидетельствует об ухоженности ребенка?:
Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
Умытое лицо;
Чистые нос, руки, подстриженные ногти;
Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
Отсутствие налета на зубах;
Чистое нижнее белье;
Наличие достаточного количества носовых платков;
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
Не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам - трусики, шорты, колготки, девочкам - трусики, колготки;
Не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама);
Два пакета для хранения чистого и использованного белья;
Промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движения. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно использование комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусы, пуговицы и т.п.), таблетки.
В соответствии с условиями Родительского договора родители обязаны:
Посещать общие и групповые собрания;
Участвовать в педагогической и хозяйственной жизни ДОУ;
Внимательно относиться к поручениям воспитателей ДОУ.
О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам:
Ребенок к двум годам должен уметь:
Есть аккуратно, не обливаясь;
При умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
Самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться.
Знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
Пользоваться носовым платком (при напоминании);
Контролировать физиологические потребности;
В два года и шесть месяцев:
Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
В три года:
Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
Складывать свою одежду перед сном;
Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
Знать назначение многих предметов и их месторасположение;
Выполнять поручения из 2-3 –х действий (отнеси, поставь, принеси);
Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
Замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
Регулировать свои физиологические потребности;
Вытирать обувь при входе в квартиру, детский сад;
Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
Говорить слова приветствия, благодарности.